13 июля 2020
Первый и главный факт, который стоит усвоить начинающему звукорежиссеру, — универсальных микрофонов на все случаи жизни не бывает. Достоинства даже самых лучших моделей могут исчезнуть при неправильном способе их применения, а большинство задач домашней студии звукозаписи могут быть решены с помощью двух относительно недорогих моделей.
Типы студийных микрофонов их параметры
Два основных типа студийных микрофонов принципиально отличаются по способу преобразования звукового сигнал, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки:
- традиционные динамические модели надежны, весьма универсальны, но ограничивают возможности звукозаписи в области высоких частот. К их достоинствам можно отнести высокое звуковое давления и хорошее воспроизведение нижней части звукового диапазона;
- конденсаторные микрофоны имеют более широкую и ровную частотную характеристику, однако для из нормальной работы требуется подвести к микрофону напряжение питания. К этому стоит добавить, что конденсаторные модели менее стойки к перегрузкам, а при озвучивании, к примеру, барабанов могут просто выйти из строя.
Важным параметром студийных микрофонов является их диаграмма направленности, более подробно о которой можно узнать в этой статье на нашем сайте. Самой распространенной диаграммой является кардиоидная, микрофон с которой не воспроизводит звук с заднего и боковых направлений.
Еще одними техническим параметром, на который стоит обращать внимание, выступает максимальное звуковое давление, которое может выдерживать микрофонный капсюль. Это параметр нормируется в децибелах (дБ) и характеризует механическую стойкость микрофона к большим уровням громкости музыкальных инструментов.
Микрофоны для записи вокала
Если в домашней студии планируется записывать только вокальные партии, то стоит обратить свой взгляд на выбор конденсаторных моделей, которые также хорошо подходят для записи акустической гитары.
При ознакомлении с характеристиками отдельных моделей необходимо учитывать тот факт, что диапазон звуковых частот человеческого голоса достаточно ограничен, а его тембральная окраска зависит от способа формирования амплитудно частотной характеристики (АЧХ). Многие производители формируют АЧХ техническими средствами, чтобы подчеркнуть ту или иную область вокального диапазона.
По этой причине одни микрофоны могут звучать «теплее» или «мягче», но найти эти особенности в характеристиках микрофонного капсюля не представляется возможным. С этой же причиной связана популярность ламповых моделей, все достоинства которых связаны с нелинейной АЧХ.
Несколько советов по выбору микрофона для домашней студии
-
Наличие в составе микрофона переключаемого фильтра нижних частот поможет обрезать низкочастотный гул, который может присутствовать в студии;
- Для записи нескольких вокалистов на один микрофон лучше использовать микрофон с круговой диаграммой направленности, однако модели с кардиоидой менее подвержены эффекту акустической обратной связи — фидбэку;
- на начальном этапе для записи вокальных партий можно воспользоваться недорогими микрофонами динамического типа (например SM57), основным достоинством которых выступает более низкая, по сравнению с конденсаторными, цена. При расширении возможностей студии эти микрофоны в дальнейшем можно использовать для записи барабанов, гитар или духовых инструментов;
- Универсальным решением для многих случаев применения являются модели с переключаемой диаграммой направленности. Такие микрофоны позволяют использовать их не только для вокальных партий, но и для записи стерео сигнала.
Небольшой обзор популярных моделей
Огромное предложение микрофонов на рынке оборудования для звукозаписи может поставить в тупик даже опытного звукорежиссера, а для начинающего владельца домашней студии выбор микрофона может стать непосильной задачей. Этот обзор поможет сориентироваться на первом этапе, а приобретенный в дальнейшем опыт позволит делать уже самостоятельный выбор:
- две бюджетных модели конденсаторных микрофонов с примерно равными характеристиками Behringer C-1 и Behringer C-3 отличаются друг от друга тем, что в модели C-3 реализованы три диаграммы направленности, которые переключаются с помощью специальной клавиши;
- чуть более дорогой B-1 от немецкой компании Behringer представляет собой конденсаторную модель с более расширенным диапазоном звуковых частот. Переключатель чувствительности дает возможность без проблем записывать музыкальные инструменты;
- качественная детализация и чистота звука sE Electronics sE X1 A дополнена обрезным фильтром нижних частот и встроенным аттенюатором на 20 дБ. Широкий диапазон воспроизводимых частот (20 - 20 000 Гц) и защита от электромагнитных помех дополняют возможности микрофона;
- два конденсаторных микрофона sE Electronics sE2200 и микрофон этогоже производителя sE2300 относятся уже к классу профессиональной техники, а их технические и музыкальные характеристики удовлетворяют самым высоким требованиям. Из особенностей этих моделей отметим очень высокий уровень звукового давления и сверхнизкий уровень собственных шумов. В комплект поставки входит металический поп-фильтр и антивибрационный держатель с собственной патентованой технологий крепления.
В заключение хотелось бы отметить два динамических микрофона, функции которых не могут быть реализованы с помощью конденсаторных устройств. Это модели BETA 56A и Beta 52A американской компании Shure, которые специально разработаны для озвучивания барабанов. Суперкардиоидная диаграмма направленности обеспечивает отличный съем сигнала, а сверхвысокий уровень звукового давления обеспечивает качественную передачу баса.