Выбор вокального или инструментального микрофона — задача со многими неизвестными, учет которых определяет конечный успех, а также оправдывает затраченные средства. Конденсаторный, динамический, чувствительность, диаграмма направленности, допустимый уровень звукового давления, диапазон воспроизводимых частот — не простой набор параметров даже для специалиста.
Еще одной проблемой выбора служит отсутствие гарантии успеха даже в самом простом и распространенном способе выбора — чем дороже, тем лучше. К примеру, с дорогим микрофоном в студии появляются лишние шумы на фонограмме, а на сцене микрофон просто «затыкается» рядом с ударной установкой.
Попробуем понятным языком сформулировать основные подходы к выбору микрофона с учетом его конструкции или места эксплуатации.
Динамический микрофон похож по конструкции на уменьшенную копию обычного громкоговорителя, но с обратным методом получения результата — воздействие звуковой волны на диафрагму приводит к появлению электрического сигнала на выходе. Простая и надежная конструкция допускает высокие уровни звукового давления, не чувствительна к воздействию влаги или температур, а также обеспечивает, в большинстве случаев, приемлемый уровень качества выходного сигнала.
Конструкция конденсаторных устройств основана на изменении емкости конденсатора из двух пленочных мембран, расположенных параллельно друг другу. Одна мембрана неподвижна, а воздействие звуковой волны на вторую приводит к ее колебаниям и изменению емкости конденсатора. Форма, плотность и площадь мембраны определяют качественные характеристики микрофона и диапазон воспроизводимых частот.
Основной проблемой конденсаторного микрофона выступает его высокое выходное сопротивление, которое снижают с помощью встроенного усилителя. Такая особенность требует подачи напряжения непосредственно в конструкцию прибора — так называемого фантомного питания 48 В.
Из известных особенностей конструкции динамического микрофона можно, по аналогии с громкоговорителем, сформулировать его основные достоинства или недостатки:
Хорошая чувствительность и высокое качество выходного сигнала выступает главными достоинствами конденсаторных устройств, но сама конструкция служит и главной причиной недостатков:
Справедливости ради стоит отметить, что постоянное совершенствование технологий уменьшают влияние вредных факторов на работу конденсаторных устройств, чего нельзя сказать о динамических приборах — их недостатки заложены в их конструкции.
Из анализа конструкции и технических характеристик конденсаторного или динамического микрофона можно сформулировать основные правила их выбора:
При выборе микрофона не следует забывать о диаграмме направленности устройства, которая часто является решающим фактором итогового соотношения сигнал/шум или возникновения акустической обратной связи на сцене.